Впервые в России состоялось совещание международной коллаборации SHiP Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN)

В НИТУ «МИСиС» прошло 14-е совещание международной коллаборации SHiP Европейской организации по ядерным исследованиям. На встрече, которая проводится в России впервые, более 50 специалистов из 12 стран мира обсуждали текущие вопросы и детали будущих работ.

На совещании коллаборации SHiP (Search for Hidden Particles) обсуждались технические вопросы поиска очень слабо взаимодействующих нейтральных лептонов (правых партнеров нейтрино) в распадах тяжёлых адронов. Обнаружение искомых частиц и их распадов, если они существуют, станет одним из наиболее ярких открытий. Отсутствие же эффекта позволит установить новые, более строгие ограничения на широкий класс моделей, описывающих темную материю и ее свойства.

Также в рамках совещания состоялась открытая сессия, посвящённая обсуждению перспектив проекта SHiP в более широком контексте современного состояния физики фундаментальных свойств материи, в которой приняли участие научный руководитель SHiP Андрей Голутвин, технический координатор проекта Ричард Якобсон, а также российские участники эксперимента из НИТУ «МИСиС», ОИЯИ Дубна, ФИАН им. Лебедева, University Zurich и др.

НИТУ «МИСиС» является полноправным участником четырех масштабных международных научных проектов уровня MegaSсience, — отмечает ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова. — В 2015 году университет официально вошел в проект по поиску скрытых частиц (SHiP), реализуемый Европейской организацией по ядерным исследованиям (CERN). Лидер проекта, профессор Андрей Голутвин возглавил созданный в 2017 году «Центр инфраструктурного взаимодействия и партнерства MegaScience» НИТУ «МИСиС». В этом же году НИТУ «МИСиС» стал единственным российским вузом, подписавшим соглашение о сотрудничестве с Европейской организацией по ядерным исследованиям«.

НИТУ «МИСиС» является единственным российским вузом, подписавшим соглашение о сотрудничестве с CERN. Университет является членом международных коллабораций LHCb (действующий эксперимент на Большом адронном коллайдере, более 850 участников) и SHiP (строящийся эксперимент на ускорителе SPS, более 250 участников).

В 2018 году при ключевом участии специалистов НИТУ «МИСиС» был разработан и изготовлен прототип вольфрам-молибденовой мишени — одного из центральных узлов эксперимента. В настоящее время этот прототип доставлен в ЦЕРН, где проходит испытания. Предварительные результаты будут получены осенью 2018 года.

В настоящее время коллаборация SHiP насчитывает 52 института из 17 стран, в том числе 9 российских институтов. Руководитель эксперимента — профессор Imperial College London и НИТУ «МИСиС» Андрей Голутвин. Идея эксперимента и первоначальный дизайн-проект предложены российскими учёными. Кроме того, ряд узлов создаваемой установки также планируется проектировать и производить в России.

Более детально ознакомиться с экспериментом можно на сайте.