Ученые предложили улучшенный фотокатализатор для очистки вод от фенола

Ученые НИТУ МИСИС совместно с коллегами из Китая предложили новый перспективный фотокатализатор для очистки вод от фенола — одного из самых распространенных и токсичных загрязнителей. При воздействии ультрафиолетового света, предложенный учеными материал на основе гексагонального нитрида бора, окисляет фенол до диоксида углерода, который уже безвреден для человека. В сравнении с другими фотокатализаторами нитрид бора обладает высокой химической стабильностью, а его свойства достаточно просто варьировать путём модификации структуры. Результаты исследования опубликованы в Journal of Water Process Engineering.

Фенолы являются одними из наиболее распространенных загрязнителей поверхностных вод. Источником чаще всего служат стоки различных предприятий нефтеперерабатывающей, сланцеперерабатывающей, лесохимической, коксохимической, анилинокрасочной промышленности. Сброс фенольных вод в водоемы и водотоки резко ухудшает их общее санитарное состояние, поскольку, данные соединения обладают токсическим действием, и интенсивно поглощают растворенный̆ в воде кислород, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности водоемов.

Очистка производственных стоков от фенолсодержащих соединений является одной из наиболее важных и одновременно трудно решаемых проблем. Это обусловлено различными химическими составами загрязнений и условиями их образования. А также сложностью соблюдения технологического процесса очистки и большими экономическими затратами, связанными с использованием дефицитных реагентов, последующей их регенерацией и необходимостью утилизации образующихся токсичных отходов. В связи с этим, поиск новых эффективных технологий очистки фенолсодержащих сточных вод является очень актуальным направлением исследований.

Ученые Университета МИСИС совместно с коллегами из Университета Фудань (Китай) предложили использовать в качестве фотокатализатора для очистки вод от фенола порошок гексагонального нитрида бора (h-BN) — двумерный материал с относительно высокой химической стабильностью и развитой поверхностью, то есть 1 грамм материала обладает высокой площадью поверхности. Поскольку химия процесса водоочистки происходит на границе раздела поверхности катализатора и водного раствора — чем больше площадь поверхности, тем эффективнее будет идти процесс.

«За счёт простого оборудования — уф-лампы, и магнитной мешалки, и отсутствия необходимости в дополнительных химически активных окислителях, избыток которых может пагубно влиять на окружающую среду, одной из перспективных технологий очистки воды от фенола является фотокаталитическое окисление органики. Эффективность технологии тесно связана с разработкой материалов — фотокатализаторов, благодаря которым происходит вся „магия“ процесса. Эти вещества добавляют в загрязнённую воду. При воздействии на них света происходит поглощение фотонов с возбуждением валентных электронов, энергии которых становится достаточно для их участия в различных химических процессах», — рассказал научный сотрудник научно-исследовательского центра «Неорганические наноматериалы» Университета МИСИС Денис Лейбо.

Как отмечают исследователи, недостатком h-BN в роли фотокатализатора является большая ширина запрещённой зоны — энергетического зазора, который необходимо преодолеть электрону для перехода в возбуждённое состояние. Чем больше эта величина, тем большей энергии свет приходится использовать при проведении процесса. Для необработанного гексагонального нитрида бора необходим дальний ультрафиолет, что означает необходимость использования специальных источников излучения. Для уменьшения ширины запрещённой зоны ученые использовали метод шарового размола порошка — механическую обработку, при которой происходят измельчение и пластическая деформация вещества.

«Мы обнаружили, что за счёт создания большого количества дефектов структуры нитрида бора происходит снижение ширины запрещённой зоны. В результате такого изменения также происходит увеличение поглощения света и времени жизни электронов в возбуждённом состоянии. При воздействии ультрафиолетового света на наш материал в воде образуются активные гидроксильные радикалы, которые окисляют фенол до диоксида углерода и воды», — отметил Денис Лейбо.

В своей работе в качестве источника возбуждения электронов ученые использовали ультрафиолетовый свет. В дальнейшем исследователи планируют перейти к видимому свету за счёт использования гетероструктурных материалов на основе дефектного нитрида бора и других двумерных полупроводников, чтобы фотокаталитическое окисление происходило под действием света видимого диапазона частот.

Работа выполнялась при поддержке Российского научного фонда (21-49-00039).