Ассоциация ведущих университетов России

Ассоциация ведущих университетов России была создана по инициативе ректоров Санкт-Петербургского государственного университета Николая Кропачева, ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова 2010 году. В состав Ассоциации вошли Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты и национально-исследовательские университеты. Председателем совета Ассоциации ведущих университетов является ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев. Информация об ассоциации на сайте СПбГУ.

Обращение совета Ассоциации ведущих университетов России

Как показали события 2010-2011 гг., реформа российского образования стала предметом пристальногообщественного внимания. Свидетельства тому и широкое обсуждение законопроекта «Об образовании» с множеством поступивших предложений по доработке; и острая общественная дискуссия по новому образовательному стандарту старшей школы, которая привела к значительной переработке первоначального проекта; и, наконец, бурная полемика об организации и проведении Единого государственного экзамена в 2011 году.

Ситуация с нарушениями при проведении ЕГЭ и обсуждение этого вопроса в средствах массовой информации и обществе со всей очевидностью показали общее состояние и болевые точки и российской системы образования, и общества в целом. Практика свидетельствует: существующие механизмы контроля неэффективны, если участники не следуют установленным правилам. Это неизбежно ведет к деформированию правового сознания в обществе: если молодой человек со школьной скамьи привыкает к нарушению правил, он и впоследствии будет их нарушать.

Совет Ассоциации ведущих университетов России считает, что улучшение ситуации возможно только при активной и ответственной позиции всех участников образовательного процесса. Объективная оценка знаний по итогам каждого уровня образования является неотъемлемым и принципиальным элементом проводимой образовательной реформы. Признавая важность и необходимость дальнейшего модернизации системы образования по заданным векторам развития, мы считаем принципиальным условием их успешности достижение полной открытости и прозрачности образовательных процедур для общества. Для этого необходимо решить следующие первоочередные задачи:

  1. Обеспечить присутствие внешних наблюдателей при подготовке и проведении ЕГЭ, разработку технологииобщественного контроля с использованием записей видеонаблюдения для исключения нарушений среди участников.
  2. Организовать видеонаблюдение при проведении дополнительных испытаний при поступлении в вузы.
  3. Обеспечить в рамках законодательства о персональных данных открытость итогов ЕГЭ (баллы) по федеральным округам, субъектам Федерации, по каждому центру сдачи ЕГЭ на местах, а также аналитических обзоров этих итогов.
  4. Организовать видеонаблюдение за проведением единого государственного экзамена во всех центрах сдачи ЕГЭ.
  5. Разработать совместно с Минобрнауки России и Российским советом олимпиад школьников комплекс мер поконтролю за проведением вузовских олимпиад, дающих победителям льготы при поступлении, а также в рамках законодательства о персональных данных доступность результатов олимпиад.
  6. В рамках законодательства о персональных данных разработать формат обеспечения доступности на сайтах вузов информации, отражающей результаты (результаты (оценки) студентов по итогам первой сессии в сопоставлении с представленными ими призачислении результатами ЕГЭ и/или олимпиад школьников, а также результаты (оценки) студентов, зачисленных по целевому набору.
  7. Размещать в сети Интернет магистерские диссертации, а также (по согласованию с авторами) рецензии и отзывы на них.
  8. Транслировать защиты диссертаций в сети Интернет.
  9. Публиковать на сайтах вузов незаконных обращений должностных лиц государственных органов и организаций по поводу приема и обучения.
  10. Включить внешних экспертов в состав приемных, экзаменационных и апелляционных комиссий вузов с целью обеспечения гласности и открытости приема на первый курс.