Научная деятельность

Научно-исследовательская деятельность кафедры направлена на решение как фундаментальных проблем методологии социально-гуманитарного знания и междисциплинарного научного поиска, так и прикладных вопросов использования социальных технологий в инженерном образовании. Цель научного коллектива кафедры ‒ интегрировать новейшие социальные знания и технологии с различными дисциплинами инженерного цикла, а также одновременно создавать и развивать специальные научные направления, формирующие мышление студентов, их креативность и навыки социальной коммуникации, позволяющие им освоить современные подходы повышения эффективности и оптимизации персональной деятельности.

Основные направления научной работы кафедры

  • Проблемы философии и методологии социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, общих проблем научных исследований и технологий
  • История и философия науки и техники
  • История философии (античность, средние века, новое время, новейшее время)
  • История и философия мировой и отечественной культуры, искусства (от древности до наших дней)
  • История и философия религии
  • Философские проблемы гуманитарных наук
  • Русская философия (Л. Толстой, Ф. Достоевский, К. Кавелин, Л. Андреев)
  • Глобальные исследования и глобальный эволюционизм
  • Методология ноосферных исследований
  • Проблемы перехода к устойчивому развитию
  • Глобальные революции в науке и образовании
  • Социально ориентированный подход к созданию и развитию образовательных технологий XXI века
  • Антропобиология языка и культуры
  • История Второй мировой войны
  • История Московского горного института
  • Методология и методика патриотического воспитания студенческой молодежи
  • Историография молодёжного движения на Западе
  • Проблемы психодиагностики и психологической коррекции в студенческой среде
  • История периодической печати и пропаганды
  • Проблема персональной эффективности в инженерном образовании
  • Социальная этика инженера, корпоративная этика, профессиональный и информационный этикет
  • Прикладная культурология
  • Социологический анализ медиа и контекстов коммуникации
  • Формирование ценностей и ценностное ориентирование в современном обществе
  • Горное право

Кадровый потенциал кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры — 24 человека, в том числе:

  • 2 профессора,
  • 15 доцентов,
  • 6 старших преподавателя,
  • 1 ассистент.

Из них: 2 доктора философских наук, 6 кандидатов философских наук, 4 кандидата исторических наук, 2 кандидата психологических наук, 1 кандидат политических наук, 1 кандидат юридических наук, 1 кандидат педагогических наук, 1 кандидат технических наук.

Проекты, выполненные кафедрой в 2018 г.

  • Организованы и проведены два общеуниверситетских конкурса научных и творческих студенческих работ: по истории Великой Отечественной войны — к 75-й годовщине начала коренного перелома в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и истории международного молодёжного движения в связи с XIX Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в Сочи.
  • Проведены научные сессии «История горной промышленности в России», «Научно-педагогическая и административная деятельность академика В.В. Ржевского (к 100-летию)» с выступлениями преподавателей кафедры СНиТ и студентов в рамках Международного научного симпозиума «Неделя горняка».
  • Совместно с Приемной комиссией и профильными кафедрами НИТУ «МИСиС» кафедрой СНиТ осуществлялась работа по профориентации и профнавигации выпускников школ. В 2018 году подготовлен первый выпуск по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (учащиеся бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры) «Тьюторское сопровождение участников смен инженерно-технической направленности в детских образовательных центрах» (учебная программа разработана на кафедре СНиТ). Обучающиеся по данной программе были задействованы в программах НИТУ «МИСиС» в реализации программы профнавигации и профориентации инженерной подготовки в образовательных центрах «Артек», «Сириус», «Смена», «Океан». В 2018–2019 учебном году по этой программе проходила обучение вторая группа. Все выпускники получили документ о прохождении дополнительной профессиональной программы.
  • Для англоязычных аспирантов НИТУ «МИСиС» подготовлен учебно-методический комплекс по истории и философии науки, в котором рассмотрены важнейшие вопросы философии, истории и методологии науки для подготовки к экзамену кандидатского минимума. Рассмотрены историко-культурные, социальные, мировоззренческие аспекты истории и философии науки, структура и функции науки в обществе, функционирование научных школ и научно-исследовательских программ. Проанализированы основные достижения классиков философии науки ХХ в. Предложены отрывки из их произведений для самостоятельной и аудиторной работы.
  • Кафедрой проведены конкурсы студенческих научных работ, посвященных100-летию МГА, 75-летию коренного перелома в Великой Отечественной войне и XIX Всемирному фестивалю молодежи и студентов и более 20 студентов первого курса НИТУ «МИСиС» — победители и призеры конкурсов были награждены в феврале 2018 г. администрацией университета почетными дипломами.
  • В контексте преподавания учебной дисциплины «Персональная эффективность» (рабочая программа дисциплины, практические занятия, актуальное тестирование) разработаны и внедрены «гибкие навыки» (softskills), вырабатывающие у обучающихся критическое мышление, креативность, умение сотрудничать в команде, работать над научными, творческими и бизнес-проектами и общаться с клиентами и деловыми партнерами.

Научно-просветительская деятельность

Преподаватели кафедры ведут научно-просветительскую деятельность:

  • профессор, д.филос.н. Т.А. Урсул ‒ действительный член Международной Академии ноосферы (устойчивого развития), действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, действительный член Российской экологической академии и Международной академии глобальных исследований. Является также членом новой научной школы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по междисциплинарному изучению глобальных проблем, процессов и систем, развитии нового интегративного научного направления ‒ глобалистики;
  • профессор, д.филос.н. П.В. Челышев ‒ действительный член Российской академии естествознания; член Российского философского общества, член научно-консультативной группы Европейской академии естествознания;
  • доцент к.ист.н. И.В. Грибков ‒ член Научно-просветительского центра «Холокост», член жюри и эксперт Всероссийских юношеских чтений им. В.И. Вернадского, научно-практической конференции учащихся «Ломоносовские чтения»;
  • доцент, к.филос.н. С.А. Демидова ‒ член Российского философского общества;
  • доцент, к.филос.н. Т.Б. Карулина ‒ член Российского философского общества, член жюри Всероссийского конкурса учебных и методических материалов РОССОЮЗСПАСА «Детско-юношеского общественного движения „Школа безопасности“», эксперт метапредметной олимпиады «Московский учитель» Центра педагогического мастерства Департамента образования г. Москвы;
  • доцент, к.филос.н. О.А. Науменко ‒ член Российского философского общества; член Международной федерации философских обществ;
  • доцент, к.филос.н. С.А. Песьяков ‒ член Российского философского общества.

Основные научные результаты

Основные научные результаты в 2018 г.

  • Завершена публикация серии монографий и цикла статей в журналах из списка Webof Science и Scopus по методологии социально-гуманитарного знания и междисциплинарного научного поиска, а также инновационной актуальной фундаментальной проблематике ‒ глобальным исследованиям и глобальному эволюционизму.
  • Для аспирантов и соискателей НИТУ «МИСиС» подготовлен учебник по истории и философии науки, в котором рассмотрены важнейшие вопросы философии, истории и методологии науки для подготовки к экзамену кандидатского минимума.
  • На основе текстуального анализа диалогов Платона осмыслены и реконструированы диалектические идеи античного мыслителя о природе, месте и трагической судьбе философов в историческом государстве.
  • Исследован феномен бунта в экзистенциализме на примере литературно-философского творчества Л. Андреева и философии А. Камю.
  • Подробно проанализированы философские взгляды К. Д. Кавелина.
  • Проведен герменевтический анализ концептуальных отношений художественной поэтики феноменологического романа Пруста и трансцендентального метода Шеллинга.
  • Установлены особенности антилиберализма О. Шпенглера ‒ принципиального противника любой либеральной идеологии, неспособной, по мнению философа, восстановить Германию после войны из разрухи.
  • Рассмотрены проблемы личностного самоопределения и морального выбора в ситуации слома мировоззренческих парадигм и социальных традиций в философско-художественных концепциях классиков кинематографа ХХ в. (Ж.-Л. Годар, К. Шахназаров).
  • Проанализирован числовой символизм античной мифологии на примере эпических поэм Гесиода и Гомера.
  • Исследованы проблемы философии К.Э. Циолковского: перспективы эволюции социума и индивида (детерминанты и направления).
  • Показано, что, включившись в состав космонавтики, космический майнинг будет способствовать формированию внеземной основы будущего широкого освоения космоса человечеством.
  • Раскрыта роль взаимодействия общества и природы в глобальной (универсальной) эволюции, причём особое внимание уделено глобальным процессам и переходу цивилизации к устойчивому будущему.
  • Проанализирована современная историография патриотического воспитания российского студенчества.
  • Исследован исторический опыт деятельности Московского горного института в годы Великой Отечественной войны.
  • Выявлена роль Шахтинского процесса 1928 г. как «силового» пути формировании новых инженерных кадров из специалистов дореволюционной школы в условиях форсированной модернизации страны.
  • Исследованы проблемы функционирования угольной отрасли страны в различные исторические периоды.
  • Разработана концепция предмета «Персональная эффективность» с учетом философских и гуманитарно-образовательных аспектов.
  • Проведены исследования в сфере формирования экологического сознания, совершенствования экологического мышления.