Сотрудники

Круглов Виктор Иванович

Заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор

РИНЦ AuthorID: 549203

+7 499 230-17-25

v.kruglov@misis.ru

В 2022 г. награжден Орденом Дружбы за заслуги в области образования Указом Президента РФ от 02.06.2022 N 337 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

Пугач Виктория Федоровна

Профессор кафедры, доктор социологических наук

РИНЦ AuthorID: 416364

+7 499 230-17-25

vfpugach@mail.ru

Награждена Дипломом за II место в конкурсе публикаций Российского общества социологов 2022 года в номинации «Публикации по результатам исследований» за монографию «Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ—ХХI веков: статистико-социологический анализ».

Карачарова Елена Николаевна

Старший преподаватель кафедры

+7 499 230-17-25

ikvo@misis.ru

Скляренко Анжелика Николаевна

Старший преподаватель кафедры

РИНЦ AuthorID: 725720

+7 499 230-17-25

SklarenkoAN@misis.ru




Кафедра ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования на базе НИТУ МИСИС является правопреемником Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС (ИЦ), (1986-2011), в котором проводились исследования по широкому кругу проблем качества высшего образования, а также Института качества высшего образования (ИКВО), в который в 2012 г. был преобразован ИЦ.

Проблема качества принадлежит к числу основных задач, стоящих перед образованием в современном мире. Среди 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР), принятых ООН в 2015 г. и направленных на обеспечение мира и процветание для людей и планеты, являющихся призывом к действиям всех стран, названы качественное образование и гендерное равенство.

Миссия кафедры — способствовать повышению качества высшего образования в России путем развития культуры оценки качества.

Задачи кафедры — разработка методологических и методических вопросов оценки качества высшего образования, проведение сравнительных исследований различных аспектов качества высшего образования в России и странах ближнего и дальнего зарубежья, подготовка аналитических документов, рекомендаций по оценке и повышению качества высшего образования в России.

Деятельность кафедры базируется на фундаменте, созданном в Исследовательском центре и Институте качества высшего образования. Он включает анализ Болонского процесса, совместные со странами СНГ исследования, включающие сравнения образовательных стандартов высшего образования, терминологии нормативно-законодательных документов в области образования. Результаты изложены в многочисленных изданиях, в т.ч. переводах на русский язык, документов Болонского процесса, а также представлены в виде Модельного образовательного стандарта высшего образования, принятого Конференцией министров образования государств-участников СНГ в 2005 г., а также Словаря согласованных терминов и определений в области образования государств — участников СНГ, М., ИКВО НИТУ МИСИС, 2012. Наследием является и статус Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.).

Фокус исследований во второй половине десятых годов ХХI века переместился на вопросы качества человеческих ресурсов высшей школы — студенчество, преподавательский состав, аспиранты, докторанты — их социальные аспекты, включая образовательные, квалификационные, территориальные, возрастные, должностные, гендерные характеристики, студенческую мобильность, в т.ч. международную. Социальным аспектам качества человеческих ресурсов системы высшего образования посвящены научные работы, темы выступлений, программы повышения квалификации преподавательского состава, проводимых в форме вебинаров.

Установочные документы.

Список кафедр ЮНЕСКО в России.

Кафедра ЮНЕСКО НИТУ МИСИС в перечне кафедр ЮНЕСКО в мире (ID-1246) (по состоянию на 19.12.2023 г.) (1,5 МБ)

Продление Соглашения о кафедре ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Университета науки и технология МИСИС до 31 декабря 2025 года. (ID-1246) (Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Советник Министерства иностранных дел РФ, Г. Орджоникидзе).

Agreement concerning the UNESCO Chair on Comparative Studies in Quality of Higher Education, shall remain valid until 31 December 2025. (ID-1246) (Sobhi Tawil (PhD). Director Future of Learning and Innovation)

Основные направления сравнительных исследований в рамках стран СНГ — различные аспекты стандартизации в образовании:
  • нормативно-законодательные документы в области образования, законы об образовании стран СНГ, их терминологический аппарат, термины в области образования и их определения;
  • частотные словари законов об образовании стран СНГ, словари согласованных терминов и определений в области образования, в т.ч. высшего, государств — участников СНГ;
  • системы и образовательные стандарты высшего образования; уровни, виды дипломов (документов), модельный образовательный стандарт.
Основные направления международной деятельности кафедры ЮНЕСКО

С 2001 г. действует международная группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств — участников СНГ (МИГ), включающая более 30 участников из стран СНГ. Эта деятельность явилась основанием присвоения НИТУ МИСИС статуса Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.). Разработанный участниками международной группы по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования стран СНГ модельный образовательный стандарт был принят Конференцией министров образования государств-участников СНГ в 2005 году.

В 2023 году опубликованы результаты научных исследований кафедры ЮНЕСКО в области международной мобильности и привлекательности современного российского высшего образования для иностранных студентов:

  • Круглов В.И., Пугач В.Ф., Ручкин А.Б., Шевченко Е.В. Дорого ли учиться иностранным студентам в российских университетах? // Аккредитация в образовании. — 2023. — № 6 (146) — С. 20-23. Link.
  • Круглов В.И., Пугач В.Ф., Ручкин А.Б., Шевченко Е.В. Сколько стоит обучение в России? // Журнал Higher Education Discovery-мультиязычный международный журнал о российском образовании для иностранных абитуриентов. — Выпуск 7(27) 2023 на hedclub.com — Higher Education Discovery. Link.

Участие в конференциях, семинарах, круглых столах (2016-2023 гг.)


Круглов В.И. — заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор

В 2022 г. награжден ОРДЕНОМ ДРУЖБЫ за заслуги в области образования Указом Президента РФ от 02.06.2022 N 337 «О награждении государственными наградами Российской Федерации».


Пугач В.Ф. — профессор кафедры, доктор социологических наук

В 2022 г. опубликована монография «Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ—ХХI веков: статистико-социологический анализ»/ В.Ф. Пугач. — Москва: Издательский Дом НИТУ МИСИС, 2022. — 256 с. (ISBN 978-5-907560-52-9).



Отчеты по итогам работы кафедры ЮНЕСКО

Одним из приоритетных направлений деятельности кафедры является научно-исследовательская работа, включающая исследования в области управления высшим образованием и достижения целей устойчивого развития. В рамках этой работы сотрудники кафедры осуществляют активное межвузовское сотрудничество с научными коллективами ведущих российских, белорусских и других вузов.

Приводим перечень вебинаров, подготовленных по результатам проводимых научных исследований.


Тема вебинара

Автор

1.

Управление высшим образованием

Круглов В.И.

2.

О проблемах и перспективах применения в России профессиональных стандартов РФ работодателями (кадровыми службами их организаций) в условиях введения новых классификаторов профессий и должностей

Круглов В.И.

3.

Человеческие ресурсы высшей школы России: социальные аспекты. Презентация вебинара (1,2 МБ)

Пугач В.Ф.

4.

Преподавательские кадры российских вузов. Презентация вебинара (1,2 МБ)

Пугач В.Ф.

5.

Управление деятельностью вузов: социальные аспекты. Презентация вебинара

Сорокина Н.Д.

6.

Игровые технологии в PR-коммуникации. Презентация вебинара

Никифоров О.В.

7.

Основные направления инноваций в образовании.

Скляренко А.Н.




Учебная деятельность кафедры ЮНЕСКО основана на трансляции полученных научных результатов, касающихся качества высшего образования и его социальных аспектов:

  • в программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава,
  • в учебные программы подготовки магистров и аспирантов в области управления образованием,
  • в темы дипломных работ.

Основными направлениями учебно-педагогической работы кафедры ЮНЕСКО являются:

  • разработка программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава российских вузов, посвященных результатам сравнительных исследований качества высшего образования в российских и зарубежных вузах;
  • организация и участие в конференциях и семинарах по проблемам высшего образования;
  • участие в международных и национальных форумах по вопросам развития высшего образования;
  • проведение цикла Вебинаров по вопросам высшего образования, том числе и итогам проведенных сотрудниками кафедры научных исследований.

В рамках подготовки методического обеспечения учебной деятельности коллектив кафедры подготовил и опубликовал в 2019 году учебное пособие «Выдающиеся наставники молодежи (выступления известных людей перед студентами, выпускниками вузов, молодежью)» (12,2 МБ)

Данное учебное пособие является первой, оригинальной работой, в которой собраны тексты выступлений, писем всемирно известных людей — ученых, политиков, деятелей образования, искусства, бизнесменов — перед студентами, выпускниками как российских, так и зарубежных вузов.

Данная работа предназначена для использования в качестве учебного пособия прежде всего по таким курсам, как этика, философия, социология, социология образования, социология молодежи, управление в высшем образовании. Может представлять интерес для студентов, аспирантов, преподавателей, руководителей всех уровней в вузах, то есть всех, кого интересуют вопросы высшего образования, особенно студенчества.

Основные направления научной работы кафедры

  • методологические и методические вопросы оценки качества образования;
  • квалиметрия в образовании;
  • оценка качества высшего образования на институциональном (вузовском) и государственном уровнях;
  • анализ международного опыта исследования качества высшего образования в рамках Европейского пространств, стран дальнего зарубежья;
  • сравнительные исследования и анализ терминологии нормативно-законодательных документов в области образования стран СНГ;
  • формирование и развитие человеческого капитала как основы успешной всесторонней деятельности высшего учебного заведения;
  • человеческие ресурсы в системе высшего образования (профессорско-преподавательский состав, студенты, аспиранты, докторанты);
  • вопросы интернационализации высшего образования, академической мобильности.

Сравнительные исследования и анализ терминологии нормативно-законодательных документов в области образования стран СНГ

В рамках данного направления коллектив кафедры ведет изучение законов об образовании стран СНГ и исследование основных направлений развития систем образования стран СНГ в современном мире.

Выбор указанного направления исследования обусловлен тем, что концепция формирования современного образовательного пространства СНГ предусматривает общность принципов государственной политики в сфере образования, согласованность государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, сочетаемых с равными возможностями и реализацией прав граждан на получение образования в образовательных организациях на территориях государств Содружества.

Это определило актуальность в создании «Словаря согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» Она обусловлена: экономической и социальной потребностями в открытых системах образования государств—участников СНГ, академической и профессиональной мобильностью молодежи, признанием документов об образовании, ученых степеней и званий, квалификаций и т.д.

«Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» основан на терминологии, используемой в законах об образовании всех стран СНГ, а так же модельных законов касающихся образования, подготовленных Межпарламентской Ассамблеей СНГ.

Словарь содержит определения терминов из законов об образовании, а также построенные на основе этого — определения, которые предлагаются в качестве согласованных для государств — участников СНГ.

«Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» отмечен как лучший проект 2012 года, выполненный совместно с Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (МФГС). Информация о Словаре размещена на таких интернет-ресурсах, как:

Работа над «Словарем согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств» в настоящее время продолжается, поскольку появляются новые редакции законов и новые законы в области образования в странах СНГ.

Круглов Виктор Иванович

Заведующий кафедрой, доктор технических наук, профессор

РИНЦ AuthorID: 549203

+7 499 230-17-25

v.kruglov@misis.ru

В 2022 г. награжден Орденом Дружбы за заслуги в области образования Указом Президента РФ от 02.06.2022 N 337 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

Пугач Виктория Федоровна

Профессор кафедры, доктор социологических наук

РИНЦ AuthorID: 416364

+7 499 230-17-25

vfpugach@mail.ru

Награждена Дипломом за II место в конкурсе публикаций Российского общества социологов 2022 года в номинации «Публикации по результатам исследований» за монографию «Человеческие ресурсы высшей школы России на рубеже ХХ—ХХI веков: статистико-социологический анализ».

Карачарова Елена Николаевна

Старший преподаватель кафедры

+7 499 230-17-25

ikvo@misis.ru

Скляренко Анжелика Николаевна

Старший преподаватель кафедры

РИНЦ AuthorID: 725720

+7 499 230-17-25

SklarenkoAN@misis.ru




2023 год
2022 год
2021 год
2020 год
2019 год
2018 год
2017 год
2016 год.
2015 год
2014 год
2013 год
Основные направления международной деятельности кафедры ЮНЕСКО

С 2001 г. действует международная группа по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования государств — участников СНГ (МИГ), включающая более 30 участников из стран СНГ. Эта деятельность явилась основанием присвоения НИТУ МИСИС статуса Базовой организации государств-участников СНГ по вопросам стандартизации в образовании (решение Совета глав правительств СНГ от 22 ноября 2007 г.). Разработанный участниками международной группы по сравнительным исследованиям систем и образовательных стандартов высшего образования стран СНГ модельный образовательный стандарт был принят Конференцией министров образования государств-участников СНГ в 2005 году.

База экспертов кафедры ЮНЕСКО (эксперты стран СНГ)