В течение двух недель ( с 1 по 11 апреля 2014 г) прошли обучение четыре группы слушателей из восьми областей РФ: Саратовской, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Самарской, Ленинградской, Тюменской и Челябинской, а также представители Пермского края и шести республик: Дагестана, Бурятии, Башкортостана, Татарстана, Чувашии и Калмыкии и уже можно подводить первые итоги.
Количество слушателей, принявших участие в семинарах, отражено в таблице 1.
Таблица 1 — Сравнительный анализ слушателей: заявленных на участие и фактически прибывших
№ | Количество слушателей |
|
|
|
| ||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | ||
1. | Группа № 1 | 27 | 21 |
|
|
|
|
|
|
| в % | 100 | 77,8 |
|
|
|
|
|
|
2. | Группа № 2 |
|
| 41 | 33 |
|
|
|
|
| в % |
|
| 100 | 80,5 |
|
|
|
|
3. | Группа № 3 |
|
|
|
| 42 | 38 |
|
|
| в % |
|
|
|
| 100 | 90,5 |
|
|
4. | Группа № 4 |
|
|
|
|
|
| 74 | 46 |
| в % |
|
|
|
|
|
| 100 | 62,2 |
Исходя из данных, приведенных в таблице 1, число фактически прибывших слушателей не соответствует числу заявленных. Если такая тенденция сохранится и дальше — придется корректировать план-график обучения.
По окончании первого модуля образовательной программы каждая группа слушателей проходит анкетирование, результаты которого представлены в таблицах 2 —6.
Таблица 2 — Отношение слушателей к Программе
№ | Оценка слушателями программы обучения |
|
|
|
|
1. | Да, оправдало, полностью | 7,1 | 46% | 34,6 % | 38,7% |
2. | Скорее да, чем нет | 92,9 | 50% | 53,8 % | 61,3% |
3. | Скорее нет, чем да | — | 4% | 11,5 % | — |
4. | Не оправдало совсем | — | — | — | — |
В целом, большинство слушателей оценили Программу обучения положительно.
В таблице 3 представлена сравнительная оценка мнения слушателей разных групп относительно уровня трудности содержания Программы.
Таблица 3 — Сложность восприятия материала для слушателей
№ | Оценка уровня трудности содержания обучения |
|
|
|
|
1. | Очень высокий (5 баллов) | — | 15,4% | 3,8% | — |
2. | Достаточно высокий (4 балла) | 21,5% | 38,5% | 23,1% | 19,4% |
3. | Средний (3 балла) | 57,1% | 46,1% | 42,3% | 54,8% |
4. | Ниже среднего (2 балла) | 21,4% | — | 23,1% | 19,4% |
5. | Низкий (1 балл) | — | — | 7,7% | 6,4% |
Мнение слушателей относительно работы преподавательского состава менялось в положительную сторону. По сравнению с первой группой мастерство преподавателей и экспертов каждая последующая группа оценивала все выше. Работу преподавателей последних трех семинаров большинство участников оценили на «отлично», остальные дали оценку «хорошо» (табл. 3).
Таблица 4 — Удовлетворенность работой преподавательского состава
№ | Оценка работы преподавательского состава по Программе |
|
|
|
|
1. | Отлично (5 баллов) | 14,3% | 53,8% | 53,8% | 70,9% |
2. | Хорошо (4 балла) | 71,4% | 46,2% | 38,4% | 29,1% |
3. | Приемлемо (3 балла) | 14,3% | — | 3,8% | — |
4. | Ниже среднего (2 балла) | — | — | 3,8% | — |
5. | Плохо (1 балл) | — | — | — | — |
Большую роль в высоких оценках слушателей сыграло постоянное участие в обучении представителей Минэнерго РФ и компании SBS — особенного Мельникова Д.А., Артемьева С.И., Сутырина О.И.
Качество и достаточность учебно-методических материалов большинство слушателей оценили на «хорошо» (табл.5).
Таблица 5 — Удовлетворенность представленным раздаточным учебно-методическим материалом
№ | Оценка раздаточного материала |
|
|
|
|
1. | Очень хорошее (5 баллов) | — | 65,4% | 65,4% | 32,3% |
2. | Достаточно хорошее (4 балла) | 71,5% | 34,6% | 34,6% | 58,1% |
3. | Приемлемое (3 балла) | 28,5% | — | — | 6,4% |
4. | Недостаточное (2 балла) | — | — | — | 3,2% |
5. | Плохое (1 балл) | — | — | — | — |
На руки слушатели получили папку с раздаточным материалом и распечатку презентаций трех основных лекций, однако большая часть раздаточного методического материала была представлена в электронном виде на диске, может, поэтому он сразу не был оценен участниками семинара по достоинству.
На диске представлены: презентации лекций; методические рекомендации для слушателей по реализации образовательной программы; методические рекомендации по пропаганде и популяризации энергосбережения в регионах; сборник материалов с обзором передового отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Организацию учебного процесса в целом также большинство участников оценили положительно (табл. 6).
Таблица 6 — Удовлетворенность организацией процесса обучения
№ | Оценка организации учебного процесса |
|
|
|
|
1. | Отлично (5 баллов) | 28,6% | 65,4% | 34,6% | 65,4% |
2. | Хорошо (4 балла) | 57,1% | 34,6% | 65,4% | 34,6% |
3. | Приемлемо (3 балла) | 14,3% | — | — | — |
4. | Ниже среднего (2 балла) | — |
|
|
|
5. | Плохо (1 балл) | — | — | — | — |
Большинство слушателей в качестве наиболее интересных тем отметили:
1. НДТ, потенциал энергосбережения
2. Формирование государственной информационной системы; пропаганда и популяризация энергосбережения
3. Управление региональными программами энергосбережения
4. Действующая модель управления Э/Э на федеральном уровне; целевая модель управления Э/Э на федеральном и региональном уровне; современные модели управления Э/Э в регионах
5. Основные проблемы, тормозящие эффективную реализацию программ энепргосбережения
6. Методики оценки реализации новых региональных программ энергосбережения
7. Госконтроль за соблюдением требований законодательства в области энергосбережения.
В качестве основных рекомендаций слушатели предложили давать больше примеров из региональной практики, что, несомненно, будет учтено организаторами при проведении следующих семинаров.
Организаторы обучения делают все возможное для повышения качества образовательного процесса: ведется работа с преподавателями, с сайтом, открываются личные кабинеты для слушателей на портале проекта, вносятся корректировки в методические материалы, совершенствуется организация питания.
Первые две недели семинаров завершились, однако в соответствии с программой обучения, слушатели должны принять участие в профильных мероприятиях и подготовить статью или разработать предложения по корректировке региональных и муниципальных программ, нормативно-правовых документов и т.п. по энергосбережению и энергоэффективности.
За весь период обучения на образовательной площадке НИТУ «МИСиС» должно пройти около 20 групп слушателей.