О ходе реализации образовательной программы по проекту Минэнерго РФ «Актуальные и проблемные вопросы государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

В НИТУ «МИСиС» завершились первые две недели семинаров для представителей федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей отраслевых органов исполнительной власти основных энергоемких отраслей и сфер деятельности.

В течение двух недель ( с 1 по 11 апреля 2014 г) прошли обучение четыре группы слушателей из восьми областей РФ: Саратовской, Архангельской, Волгоградской, Вологодской, Самарской, Ленинградской, Тюменской и Челябинской, а также представители Пермского края и шести республик: Дагестана, Бурятии, Башкортостана, Татарстана, Чувашии и Калмыкии и уже можно подводить первые итоги.

Количество слушателей, принявших участие в семинарах, отражено в таблице 1.

Таблица 1 — Сравнительный анализ слушателей: заявленных на участие и фактически прибывших

Количество слушателей

1-2 апреля

3-4 апреля

8-9 апреля

10-11 апреля

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1.

Группа № 1

27

21

в %

100

77,8

2.

Группа № 2

41

33

в %

100

80,5

3.

Группа № 3

42

38

в %

100

90,5

4.

Группа № 4

74

46

в %

100

62,2

Исходя из данных, приведенных в таблице 1, число фактически прибывших слушателей не соответствует числу заявленных. Если такая тенденция сохранится и дальше — придется корректировать план-график обучения.

По окончании первого модуля образовательной программы каждая группа слушателей проходит анкетирование, результаты которого представлены в таблицах 2 —6.

Таблица 2 — Отношение слушателей к Программе

Оценка слушателями программы обучения

1-2 апреля

3-4 апреля

8-9 апреля

10-11 апреля

1.

Да, оправдало, полностью

7,1

46%

34,6 %

38,7%

2.

Скорее да, чем нет

92,9

50%

53,8 %

61,3%

3.

Скорее нет, чем да

 

4%

11,5 %

 

4.

Не оправдало совсем

 

 

 

 

В целом, большинство слушателей оценили Программу обучения положительно.

В таблице 3 представлена сравнительная оценка мнения слушателей разных групп относительно уровня трудности содержания Программы.

Таблица 3 — Сложность восприятия материала для слушателей

Оценка уровня трудности содержания обучения

1-2 апреля

3-4 апреля

8-9 апреля

10-11 апреля

1.

Очень высокий (5 баллов)

 

15,4%

3,8%

 

2.

Достаточно высокий (4 балла)

21,5%

38,5%

23,1%

19,4%

3.

Средний (3 балла)

57,1%

46,1%

42,3%

54,8%

4.

Ниже среднего (2 балла)

21,4%

 

23,1%

19,4%

5.

Низкий (1 балл)

 

 

7,7%

6,4%

Мнение слушателей относительно работы преподавательского состава менялось в положительную сторону. По сравнению с первой группой мастерство преподавателей и экспертов каждая последующая группа оценивала все выше. Работу преподавателей последних трех семинаров большинство участников оценили на «отлично», остальные дали оценку «хорошо» (табл. 3).

Таблица 4 — Удовлетворенность работой преподавательского состава

Оценка работы преподавательского состава по Программе

1-2 апреля

3-4 апреля

8-9 апреля

10-11 апреля

1.

Отлично (5 баллов)

14,3%

53,8%

53,8%

70,9%

2.

Хорошо (4 балла)

71,4%

46,2%

38,4%

29,1%

3.

Приемлемо (3 балла)

14,3%

 

3,8%

 

4.

Ниже среднего (2 балла)

 

 

3,8%

 

5.

Плохо (1 балл)

 

 

 

 

Большую роль в высоких оценках слушателей сыграло постоянное участие в обучении представителей Минэнерго РФ и компании SBS — особенного Мельникова Д.А., Артемьева С.И., Сутырина О.И.

Качество и достаточность учебно-методических материалов большинство слушателей оценили на «хорошо» (табл.5).

Таблица 5 — Удовлетворенность представленным раздаточным учебно-методическим материалом

Оценка раздаточного материала

1-2 апреля

3-4 апреля

8-9 апреля

10-11 апреля

1.

Очень хорошее (5 баллов)

 

65,4%

65,4%

32,3%

2.

Достаточно хорошее (4 балла)

71,5%

34,6%

34,6%

58,1%

3.

Приемлемое (3 балла)

28,5%

 

 

6,4%

4.

Недостаточное (2 балла)

 

 

 

3,2%

5.

Плохое (1 балл)

 

 

 

 

На руки слушатели получили папку с раздаточным материалом и распечатку презентаций трех основных лекций, однако большая часть раздаточного методического материала была представлена в электронном виде на диске, может, поэтому он сразу не был оценен участниками семинара по достоинству.

На диске представлены: презентации лекций; методические рекомендации для слушателей по реализации образовательной программы; методические рекомендации по пропаганде и популяризации энергосбережения в регионах; сборник материалов с обзором передового отечественного и зарубежного опыта в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Организацию учебного процесса в целом также большинство участников оценили положительно (табл. 6).

Таблица 6 — Удовлетворенность организацией процесса обучения

Оценка организации учебного процесса

1-2 апреля

3-4 апреля

8-9 апреля

10-11 апреля

1.

Отлично (5 баллов)

28,6%

65,4%

34,6%

65,4%

2.

Хорошо (4 балла)

57,1%

34,6%

65,4%

34,6%

3.

Приемлемо (3 балла)

14,3%

 

 

 

4.

Ниже среднего (2 балла)

 

5.

Плохо (1 балл)

 

 

 

 

Большинство слушателей в качестве наиболее интересных тем отметили:

1. НДТ, потенциал энергосбережения

2. Формирование государственной информационной системы; пропаганда и популяризация энергосбережения

3. Управление региональными программами энергосбережения

4. Действующая модель управления Э/Э на федеральном уровне; целевая модель управления Э/Э на федеральном и региональном уровне; современные модели управления Э/Э в регионах

5. Основные проблемы, тормозящие эффективную реализацию программ энепргосбережения

6. Методики оценки реализации новых региональных программ энергосбережения

7. Госконтроль за соблюдением требований законодательства в области энергосбережения.

В качестве основных рекомендаций слушатели предложили давать больше примеров из региональной практики, что, несомненно, будет учтено организаторами при проведении следующих семинаров.

Организаторы обучения делают все возможное для повышения качества образовательного процесса: ведется работа с преподавателями, с сайтом, открываются личные кабинеты для слушателей на портале проекта, вносятся корректировки в методические материалы, совершенствуется организация питания.

Первые две недели семинаров завершились, однако в соответствии с программой обучения, слушатели должны принять участие в профильных мероприятиях и подготовить статью или разработать предложения по корректировке региональных и муниципальных программ, нормативно-правовых документов и т.п. по энергосбережению и энергоэффективности.

За весь период обучения на образовательной площадке НИТУ «МИСиС» должно пройти около 20 групп слушателей.