Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России
Экономический кризис и снижение доходов населения привели к росту нелегальной торговли в России.
Общий объем незаконного оборота продукции на основных потребительских рынках составил около 2,5 трлн рублей, или 9% объема розничной торговли в стране, выяснили эксперты Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ в исследовании «Основные формы незаконного оборота продукции на потребительских рынках России и меры противодействия»*.
Результаты работы, проведенной по заказу Содружества производителей фирменных торговых марок («РусБренд»), были представлены первым проректором НИУ ВШЭ, заведующим ЛЭСИ Вадимом Радаевым и исполнительным директором содружества «РусБренд» Алексеем Поповичевым 21 декабря на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс».
Дело — табак
Исследователи изучили ситуацию на семи рынках, суммарно дающих 60% оборота розничной торговли в России: продовольственных товаров, алкоголя, табачных изделий, изделий легкой промышленности (в том числе спортивной одежды), парфюмерии/косметики, предметов личной гигиены, чистящих и моющих средств.
Общий объем незаконного оборота на них в 2015 году составил около 2,5 трлн рублей (15% от всего оборота исследуемых рынков).
Лидируют сегменты алкоголя, изделий легкой промышленности, парфюмерии/косметики и продовольствия. В незаконном обороте здесь соответственно около 40%, 35%, 20% и 10% продукции. На последних строчках — чистящие и моющие средства (5%), товары личной гигиены (5%) и табак (4%).
От серого импорта до подделок
На разных рынках доминируют различные формы незаконного оборота продукции. К примеру, сегмент одежды и меховых изделий отличается серым импортом (ввоз товаров с занижением таможенных пошлин в целях уклонения от уплаты налогов). Таким путем в Россию попадает 97% мехов и меховых изделий из Китая, 71% верхней одежды из стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз: Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Россия), 89% спортивной одежды из Турции.
Среди изделий легкой промышленности, парфюмерии, косметики и бытовой химии около
В сфере продовольственных товаров «царит» фальсификат (продукция с неполной или недостоверной информацией о ее характеристиках). На рыбном рынке его около
Неучтенный оборот (производство и продажа продукции без учета в Федеральной налоговой службе РФ) преобладает в сегменте водки и ликероводочных изделий — 42%.
Транзитом по эмбарго
Определить незаконную продукцию рядовому покупателю не так-то просто. Повышается ее качество, производство от кустарного переходит к промышленному. Цена не всегда служит четким ориентиром.
Розничные цены добросовестных и сомнительных продавцов могут отличаться в два-три раза (при откровенных подделках — более чем 10 раз). Однако по многим товарам разница не превышает
Главными каналами реализации подделок остаются небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли. При этом на
Рынки нелегальной торговли постоянно меняются. Так, после введения продовольственного эмбарго в ответ на антироссийские санкции стали использоваться транзитные схемы. Например, в
Шлагбаумы для нелегалов
Ужесточение российского законодательства и активное применение законов повышают эффективность противодействия нелегальному товарообороту.
Только по незаконному использованию товарных знаков с 2004 по 2015 год в
Активнее стали сами правообладатели. Число торговых марок, включенных в реестр таможенной службы России, выросло более чем в девять раз (в 2004 году их было 404, в 2015 году — 3860).
Свою роль в позитивных трендах сыграли возвращение ранее отмененной уголовной ответственности за контрабанду продукции, повышение штрафов за операции с немаркированными товарами, установление ответственности за введение потребителей в заблуждение и т.д.
На борьбу — единым фронтом
Однако принятых мер пока недостаточно, отметил Вадим Радаев: не хватает контроля правоохранителей над внутренними рынками; не удается решить проблему хранения вещественных доказательств, уничтожения контрафактной продукции и оборудования; незаконному перетоку продукции на пространстве ЕАЭС способствует разница акцизной политики стран.
В нынешних сложных экономических условиях, по мнению Алексея Поповичева, «как никогда остро встает вопрос совершенствования взаимодействия госорганов и добросовестных участников рынка в целях противодействия нелегальной торговле и распространению контрафактной продукцией как в России, так и в рамках ЕвразЭС».
Усилить противодействие, считают эксперты, также помогут:
- технологическое усложнение производства оригинальной продукции;
- переход от ценовой конкуренции к конкуренции качеством;
- локализация производства глобальными операторами;
- заинтересованность растущей крупной сетевой розницы в очищении рынка;
- повышение грамотности потребителей.
СЛОВАРЬ
Незаконный оборот продукции — производство и распространение продукции, осуществляемое с нарушением действующего законодательства РФ и международных договоров.
Формы незаконного оборота продукции:
Контрафактная продукция — выпущенная с неправомочным размещением на ней (подделкой) товарных знаков.
Фальсифицированная продукция — сопровождаемая неполной или недостоверной информацией о ее составе, характеристиках или свойствах в целях введения потребителей в заблуждение.
«Серый» импорт — ввоз товаров с недостоверным декларированием в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и НДС.
Контрабанда («черный» импорт) — ввоз товаров без таможенного оформления или ввоз запрещенных товаров.
Параллельный импорт — импорт товара, защищенного товарным знаком, без авторизации правообладателя.
Неучтенный оборот продукции — незаконное производство и продажа продукции без учета в ФНС России, связанные с уклонением от уплаты налогов.
*База исследования:
Ведомственная статистика: Росстат, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор, Роспатент, Федеральная таможенная служба, Судебный департамент при Верховном Суде РФ, Евразийская экономическая комиссия.
Данные международных агентств: Euromonitor International, Nielsen, UN Comtrade.
26 углубленных интервью с представителями компаний и экспертами.
56 стандартизованных анкет от компаний.
Ценовой аудит по 19 видам товаров.
Данные Российского мониторинга социально-экономического положения и состояния здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) и других опросов населения.
Аналитические материалы НИУ ВШЭ и других центров, материалы компаний.
Презентация исследования (6,5 МБ)