30 сентября состоялся VIII Международного форума ведущих вузов «Глобальная конкурентоспособность». Мероприятие, организованное рейтинговым агентством RAEX, собрало ректоров ведущих вузов, аналитиков и экспертов в сфере образования, представителей бизнес-сообщества, которые обсуждали цифровизацию высшего образования и трансформацию образовательного процесса в условиях пандемии.
На пленарной дискуссии форума «Новые глобальные вызовы для университетов: посткризисное развитие» ректоры девяти российских вузов обсудили индивидуализацию образования, сетевое взаимодействие вузов и партнёрство с корпорациями, влияние на общество и основные миссии университета.
Как отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, «сегодня у студентов существует массовый запрос на персонифицированный подход к образованию. Университетам необходимо расширять возможности обучающихся в области формирования индивидуальных образовательных траекторий. Ключ к успеху в данном направлении — интеграция науки и образования и максимальное вовлечение студентов в научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность».
Пандемия застала вузы в разной степени готовности к новым условиям и тем не менее стала отправной точкой к созданию образования будущего и заставила университеты пересмотреть традиционные подходы.
По мнению Виктора Кокшарова, ректора Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина, пандемия показала серьёзное расслоение между университетами по степени готовности к дистанту и отсутствие у вузов единых цифровых решений — немногие смогли оперативно создать и запустить онлайн-курсы.
Участники дискуссии пришли к выводу, что добиться полноценной замены очного образования дистанционным сейчас невозможно. Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов обратил внимание на такой минус дистанционных технологий, как отсутствие «частного пространства педагога»: общаться со студентами приходится в любое время суток. В целом пандемия дала эффект благодаря гибриду очного и онлайн-обучения. Сегодня необходимо готовиться к разным сценариям образовательного процесса, но основной будет гибридный.
«Сегодня каждому вузу необходимо выработать свою, авторскую модель смешанного обучения, которая будет гармонично сочетать классические подходы в образовании и цифровые механизмы. В новых условиях профессия преподавателя неизбежно трансформируется и станет более творческой — привычное менторство практически полностью уйдет в онлайн», — сказала Алевтина Черникова.
На форуме был представлен IX ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100, состоялась церемония награждения университетов по результатам их деятельности. НИТУ МИСиС" подтвердил позиции в ТОП-20 ведущих вузов страны и был отмечен в номинации «Научная эффективность».