Тайны ювелиров: как сделать золото зеленым

Золото — самый популярный драгоценный металл в мире. Уже много веков ювелиры соревнуются в креативности и искусности, создавая из него разнообразные изделия. Но сам по себе этот благородный металл довольно мягкий и, чтобы надолго обрести форму кольца или цепочки, нуждается в различных добавках.

Количество чистого золота в изделии показывает его проба. Сейчас используются две системы: метрическая и каратная. Первая из них распространена в России и странах ближнего зарубежья, ее значения: 375, 500, 583, 585, 750, 958, 999.

Разобраться в этих цифрах несложно. Допустим, у вас есть цепочка массой в тысячу граммов 750-й пробы. Чтобы рассчитать, сколько в ней золота, необходимо массу изделия разделить на 1000 и умножить на значение пробы: (1000/1000)*750=750. Следовательно, в цепочке 750 граммов чистого золота, а остальное — различные добавки, называемые лигатурными.

Каратную систему проб используют в основном в США, Канаде и некоторых странах Западной Европы. В основе этой системы лежит количество карат благородного металла в сплаве. Для перевода в метрическую систему необходимо разделить пробу в каратах на 24 и умножить на 1000. Для примера возьмем ту же цепочку с пробой 18 карат: 18/24*1000=750. Следовательно, в цепочке 750 граммов чистого драгоценного металла и 250 граммов примесей.

В любом сплаве золота есть и случайные добавки, не запланированные производителем. Их количество и состав строго ограничены ГОСТом, но могут варьировать в допустимых пределах. К таким веществам относятся свинец, железо, сурьма, висмут, медь, кислород. В среднем их общая массовая доля не должна превышать 0,1%. Для разных проб один и тот же металл может выступать в роли специально введенной добавки и случайной примеси.

Состав сплава меняется и в пределах одной пробы. Например, самая распространенная 705-я проба может быть представлена комбинациями серебра и золота с медью и/или палладием.

От состава и соотношения компонентов примесей зависит и цвет ювелирного изделия. В сплаве желтого цвета применяют медь, серебро, платину и палладий. К примеру, в сплаве 375-й пробы — около 38% золота, 2–25% серебра, а все остальное — медь. Самые высокие пробы (999, 999,99) содержат лишь чистое золото и разрешенный процент случайных примесей. Используются они в основном для хранения золота в виде слитков.

Желтый — «родной» цвет этого благородного металла — наиболее популярен. Оттенок может варьировать от насыщенно-рыжеватого (за счет преобладания меди) до светло-лимонного, если в сплаве больше серебра.

Мягкую желто-розовую окраску придадут сплаву 25% серебра и 37% меди. Еще несколько веков назад было популярным красное золото, массовая доля меди в котором составляла примерно половину всех элементов.

Второе место по популярности занимает белое золото. В его состав могут входить серебро, никель, палладий и платина. Благодаря двум последним цена светлого сплава порой превышает стоимость желтого. Одно из преимуществ белого металла — повышенная прочность, которую обеспечивает никель. Это позволяет более надежно закреплять драгоценные камни. Пробы белого золота — 750 или 585.

«Удивительно, но просто серебро и золото в соотношении 1:3 дадут зеленый цвет, а всего несколько процентов меди сделают металл желтоватым. Иногда для сохранения пластичности используется кадмий, так как он понижает температуру плавления. Недостаток сплава в том, что он хрупок, и чем выше содержание серебра, тем больше риск деформации изделия из зеленого золота», — комментирует Вера Филичкина, заведующая кафедрой сертификации и аналитического контроля института экотехнологий и инжиниринга НИТУ «МИСиС».

Довольно редко можно встретить синее и серое золото. Это сплавы со сталью, а оттенок металла зависит от ее процентного содержания. Для более насыщенного цвета в смесь могут добавлять и серебро. Черное золото начали делать сравнительно недавно. Его получают несколькими способами, но чаще всего воздействуют на поверхность лазером или сплавляют золото с кобальтом и хромом.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»