Экстренный онлайн. Подходит ли «удаленка» для технических вузов?

Массовый переход вузов в дистанционный режим работы стал серьезной проверкой возможностей для современного онлайн-образования. Впечатлением от новых реалий педагогического процесса с РИА Новости поделился практикующий лектор, доцент кафедры Теоретической физики и квантовых технологий, руководитель iPhD программы «Квантовое материаловедение» Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алексей Башарин.

Цифровизация образования давно стала одним из приоритетов для крупных научных центров, в числе которых и НИТУ «МИСиС». Несмотря на это, эпидемия стала стресс-тестом для всей системы образования.

Приходится признать, что доступные сегодня технологии едва ли способны заменить традиционное живое общение. И дело не только в том, что нагрузка на лекторов выросла в несколько раз, и не в том, что «присутствуя» на лекции удаленно, студент просто может отключить камеру и спокойно спать.

Дело в том, что нормальный образовательный процесс состоит из множества деталей, из множества педагогических приемов. Лектор должен чувствовать аудиторию, контролировать то, как изучаемый предмет, конкретная тема развивается в умах конкретных студентов. А для этого необходимо намного больше данных, чем дают сейчас средства видеосвязи.

Если студент спит на обычной, «живой» лекции, вернуть его в строй относительно просто. Управлять их вниманием сейчас, когда каждый студент находится в какой-то своей среде — иногда, по моему опыту, даже на улице или в автомобиле — едва ли возможно.

Без сомнения, страдают и сами студенты. Кроме того, что общаться через экран по несколько часов просто неудобно и утомительно, теперь у них нет возможности подойти к лектору после пары и неформально, в маленькой группе обсудить личные затруднения или озарения.

Обратная связь — по крайней мере, пока что — сильно страдает. Особенно это сказывается на семинарах. Поскольку у большей части студентов нет возможности закупить планшеты с ручками, мы не можем никого «вызвать к доске».

Что еще хуже, зачастую сами лекторы вынуждены ограничиваться показом слайдов, отчего могут выпадать некоторые шаги в цепочке рассуждений, чего не бывает при работе с обычной доской и живой аудиторией. Преподавая, в частности, физику, мы задействуем много формул, показывая как именно они выводятся, и студент должен прочувствовать этот путь.

Ведь хороший преподаватель — это хороший рассказчик, способный проиллюстрировать самые абстрактные примеры. Порой приходится бегать по аудитории, показывая, например, электромагнитную волну. А в онлайн-формате мы прочно привязаны к камере.

Ну и самое главное: физика — это эксперимент. Профессионализм физика предполагает обширную работы руками с уникальными установками. Разумеется, все они сейчас вне доступа. Если тут и возможна какая-то временная виртуальная замена, ее сегодня не существует.

Строго говоря, для студентов сейчас научная работа полностью встала, они могут заниматься только обработкой данных.

Конечно, к чему-то из этих трудностей мы адаптируемся — со временем. Но, по моему мнению, чем скорее удастся вернуться за парты, тем лучше будет для всех. По моему мнению, современное онлайн-обучение — только дополнение к традиционному. Видео-курсы — неплохая альтернатива учебникам, но не более того. Заменить научный семинар сегодня они не способны.

Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»