Экстренный онлайн. Подходит ли «удаленка» для технических вузов?

Массовый переход вузов в дистанционный режим работы стал серьезной проверкой возможностей для современного онлайн-образования. Впечатлением от новых реалий педагогического процесса с РИА Новости поделился практикующий лектор, доцент кафедры Теоретической физики и квантовых технологий, руководитель iPhD программы «Квантовое материаловедение» Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Алексей Башарин.

Цифровизация образования давно стала одним из приоритетов для крупных научных центров, в числе которых и НИТУ «МИСиС». Несмотря на это, эпидемия стала стресс-тестом для всей системы образования.

Приходится признать, что доступные сегодня технологии едва ли способны заменить традиционное живое общение. И дело не только в том, что нагрузка на лекторов выросла в несколько раз, и не в том, что «присутствуя» на лекции удаленно, студент просто может отключить камеру и спокойно спать.

Дело в том, что нормальный образовательный процесс состоит из множества деталей, из множества педагогических приемов. Лектор должен чувствовать аудиторию, контролировать то, как изучаемый предмет, конкретная тема развивается в умах конкретных студентов. А для этого необходимо намного больше данных, чем дают сейчас средства видеосвязи.

Если студент спит на обычной, «живой» лекции, вернуть его в строй относительно просто. Управлять их вниманием сейчас, когда каждый студент находится в какой-то своей среде — иногда, по моему опыту, даже на улице или в автомобиле — едва ли возможно.

Без сомнения, страдают и сами студенты. Кроме того, что общаться через экран по несколько часов просто неудобно и утомительно, теперь у них нет возможности подойти к лектору после пары и неформально, в маленькой группе обсудить личные затруднения или озарения.

Обратная связь — по крайней мере, пока что — сильно страдает. Особенно это сказывается на семинарах. Поскольку у большей части студентов нет возможности закупить планшеты с ручками, мы не можем никого «вызвать к доске».

Что еще хуже, зачастую сами лекторы вынуждены ограничиваться показом слайдов, отчего могут выпадать некоторые шаги в цепочке рассуждений, чего не бывает при работе с обычной доской и живой аудиторией. Преподавая, в частности, физику, мы задействуем много формул, показывая как именно они выводятся, и студент должен прочувствовать этот путь.

Ведь хороший преподаватель — это хороший рассказчик, способный проиллюстрировать самые абстрактные примеры. Порой приходится бегать по аудитории, показывая, например, электромагнитную волну. А в онлайн-формате мы прочно привязаны к камере.

Ну и самое главное: физика — это эксперимент. Профессионализм физика предполагает обширную работы руками с уникальными установками. Разумеется, все они сейчас вне доступа. Если тут и возможна какая-то временная виртуальная замена, ее сегодня не существует.

Строго говоря, для студентов сейчас научная работа полностью встала, они могут заниматься только обработкой данных.

Конечно, к чему-то из этих трудностей мы адаптируемся — со временем. Но, по моему мнению, чем скорее удастся вернуться за парты, тем лучше будет для всех. По моему мнению, современное онлайн-обучение — только дополнение к традиционному. Видео-курсы — неплохая альтернатива учебникам, но не более того. Заменить научный семинар сегодня они не способны.

Поделиться