EdCrunch Island: университеты на пороге четвертой технологической революции

16 июля в рамках образовательного интенсива «Остров 10-22» состоялся открытый день, центральным событием которого стала международная конференция «EdCrunch Island: три модели университета». Ректоры ведущих университетов мира поделились опытом организации деятельности вузов по направлениями: компетентностного обучения, с упором на научно-исследовательскую и инновационно-предпринимательскую деятельность.

Образовательный интенсив «Остров 10-22» стартовал 10 июля в Москве, в Сколковском институте науки и технологий. Цель мероприятия — «прокачка» команд более 100 ведущих российских университетов, которые смогут реализовать системные изменения в области подготовки кадров и научно-исследовательской деятельности для осуществления технологического прорыва в стране.

Соорганизаторами образовательной конференции EdCrunch Island, которая впервые прошла в рамках интенсива «Остров 10-22», стали НИТУ «МИСиС» и АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035». На протяжении более пяти лет НИТУ «МИСиС» является идеологом и организатором одной из крупнейших в Европе конференций по новым образовательным технологиям #EdCrunch, которая проводится при поддержке Минобрнауки России. С 2017 года конференция проходит под эгидой приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ».

Скотт Палсифер, президент университета Уэстерн Говернорс (США), рассказал о модели вуза, ориентированного на компетентностное обучение. По его словам, последние исследования, проведенные в США, констатируют, что на рынке труда ощущается острый дефицит квалифицированных специалистов в самых разных отраслях, а выпускники американских вузов, по мнению работодателей, не обладают необходимыми знаниями и навыками. При этом главная причина поступления в университет для студентов — найти хорошую работу. Поэтому Уэстерн Говернорс, обучение в котором ведется в онлайн-формате, ставит своей целью подготовить, в первую очередь, компетентных, конкурентоспособных специалистов, а не заниматься, например, исследовательской деятельностью. Результаты, сообщил Скотт Палсифер, красноречиво свидетельствуют о верности такого подхода: 91% работодателей довольны качеством знаний выпускников вуза.

Что касается формата 100% онлайн-образования, то, по словам Скотта Палсифера, хоть он и не применим при обучении ряду специальностей и не отменяет необходимости получения практических навыков, пример Western Governors University свидетельствует о его эффективности при грамотной организации.

Сунг-Чул Шин, президент корейского технологического университета KAIST, представил модель исследовательского университета. В значительной степени взрывной рост экономики Южной Кореи обусловлен эффективной работой исследовательских университетов, в частности, KAIST. По словам Сунг-Чул Шин, KAIST — единственный вуз в стране, сформированный под эгидой Министерства науки и технологий. За полвека работы университет подготовил 63 тысячи выпускников, создал масштабные кластеры, занятые разработкой суперкомпьютеров и промышленной робототехники, запущенные вузом высокотехнологичные стартапы дали экономике более 40 тысяч рабочих мест.

Мир стоит на пороге Четвертой научно-технической революции, подчеркнул Сунг-Чул Шин, и университеты должны уметь коммерциализировать свои разработки. С этой целью KAIST учит студентов искать перспективные проекты, составлять бизнес-планы и создавать стартапы.

Президент технологического института Technion Перец Лави рассказал, почему Израиль называют «страной стартапов». Он отметил, что нужда — мать великих разработок. В качестве примера он пояснил, что половина территории Израиля — это пустыня и она должна была расцвести, если государство хочет выжить. Именно инновации в виде системы капельного орошения позволили решить эту сложную задачу.

Для Technion, отметил Перец Лави, фундаментальные исследования и прикладные разработки являются единым процессом. Найденное вузом решение — путь от научного поиска к коммерческим решениям. Именно в этом направлении ведется подготовка студентов и результат очевиден: выпускники вуза учредили значительное число технологических компаний как национального, так и международного уровня.

Конференция EdCrunch Island завершилась панельной дискуссией, в которой приняли участие ректоры зарубежных и отечественных вузов-лидеров международных образовательных рейтингов.

Поделиться