Круглый стол «Базовая модель Центра карьеры вуза»

Представители крупнейших университетов обсудили проблемы трудоустройства студентов и базовую модель центра карьеры вуза.

Помочь выпускнику вуза сориентироваться на рынке труда, найти работу по специальности и начать выстраивать собственную карьерную траекторию. Таковы основные задачи университетских центров карьеры. Однако существующая модель работы таких центров теряет актуальность. Новую обсуждали на круглом столе, инициированном цифровой платформой «Факультетус», лидерским проектом АСИ, в рамках подготовки к форуму «Сильные идеи для нового времени» при участии НИУ ВШЭ, НИТУ МИСиС и более 100 центров карьеры университетов.

«Наша задача для начала — нарисовать эскиз базовой модели центров карьеры, обсудить уже существующие гипотезы, озвучить проблемы и предложить идеи для доработки проекта модели, представленной на крауд-платформе АСИ Высшей школой экономики. Из чего должна складываться деятельность центра карьеры, как он должен быть интегрирован в работу всего университета и как измерять удовлетворенность его работой — вот, пожалуй, основные вопросы», — сказала замруководителя направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина, предваряя обсуждение.

Участники обсуждения (руководители профильных подразделений и проректоры ведущих университетов страны) поделились статистикой. Так, по словам директора центра карьеры НИТУ «МИСиС» Натальи Максимовой, на четырех сотрудников центра сегодня, в среднем, приходится 13,5 тыс. студентов и 2 тыс. выпускников. «То есть объем необходимых коммуникаций превышает ресурсы в несколько раз», — объяснила она. Наталья также отметила важность компетентностного подхода в работе по содействию трудоустройства и необходимость цифровизации коммуникаций и работы с данными.

О результатах исследований, проведенных Череповецким госуниверситетом совместно с платформой «Факультетус», рассказал начальник центра карьеры ЧГУ Михаил Колесов.

«Мы проанализировали 1257 сайтов университетов, опросили 93 сотрудника центров карьеры и 934 студента. На всех сайтах нашлось только 422 центра карьеры или профильных разделов. Из них только 208 подавали признаки жизни: имели контактный номер телефона или страницу в соцсетях. И только половина опрошенных студентов указали, что знают о существовании центра карьеры в своем вузе как об органе по помощи в трудоустройстве», — рассказал Колесов.

В сложившихся условиях каждый вуз по-своему решает проблему трудоустройства выпускников. «При нашем центре каждый год работает порядка трехсот тим-лидеров, которые вовлекают ребят в поиск работы. И у них же, в силу молодости, отлично получается налаживать контакты с бизнесом, потенциальными работодателями. К сожалению, у нас нет ставок для волонтеров. Но даже запись в трудовой о таком опыте является большим подспорьем в получении работы в будущем», — привела пример Наталья Максимова. По ее словам, оптимальная модель центра карьеры должна учитывать несколько факторов. Во-первых, помощь в создании портфолио и резюме выпускника, во-вторых, в повышении понимания студентов его компетенций. И, наконец, налаживание долгосрочного сотрудничества с компаниями-работодателями, чтобы гарантировать подготовку студентов под запросы рынка труда.

«66% существующих профессий исчезнут в ближайшие 10-20 лет. 47% новых профессий появится на рынке труда в ближайшие 5-10 лет. Из-за пандемии коронавируса каждый пятый молодой человек в мире потерял работу. Вот те вызовы, с которыми сегодня столкнулись центры карьеры», — сказала проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара. По ее мнению, центры карьеры должны стать элементом экосистемы университетов, связующим звеном между рынком труда, академическим сообществом, рейтинговыми агентствами и партнерскими организациями. «Центр карьеры не равен бирже труда. Он должен заниматься карьерной навигацией, ориентированием студента, обучением поиску себя», — подчеркнула Касамара.

Предлагаемая Валерией Касамара базовая модель центров карьеры учитывает как потребности студентов в работе, так и запросы региона в специалистах. Центры должны обладать своей цифровой платформой, выстраивать отношения со всеми участниками процесса трудоустройства, обучать студентов инструментам по созданию карьерной цели и траектории развития, а также прогнозировать изменения на рынке труда, чтобы формировать новые компетенции у студентов. Предполагаемым индикатором эффективности центра карьеры должен стать процент трудоустроенных выпускников и количество предложений о найме, полученных студентом за время обучения.

Важность учёта в базовой модели региональной и отраслевой специфики отметила директор центра карьеры Новосибирского государственного исследовательского университета Светлана Довгаль. Эксперт отметила в своём выступлении особенности проведения мониторинга трудоустройства, важность связки деятельности центров карьеры с учебным процессом, регламентацию и приоритизацию задач центров, постоянный мониторинг регионального рынка труда и запросов работодателей, цифровизацию процессов.

Опытом цифровизации процессов центров карьеры поделился модератор круглого стола Сергей Вищипанов, генеральный директор лидерского проекта АСИ, компании-резидента фонда Сколково, платформы «Факультетус». «Университеты начали к нам обращаться во время весеннего обострения ситуации с пандемией, когда отменялись ярмарки вакансий и было необходимо организовать онлайн-взаимодействие. На сегодняшний день к платформе подключилось более 70 университетов.» — отметил Сергей — «Мы заметили специфику работы университетских банков вакансий — не в них заключается цифровизация процессов содействия трудоустройству. Консолидация и аналитика данных по работодателям, вакансиям, требованиям и самим студентам с внешних платформ, интеграция с сервисами и ATS, ведение карьерных траекторий, карты компетенций, в том числе по БМК Университета 2035 — в этом концентрируется ключевая задача цифровизации центров — ассистивная система для специалистов».

По итогам обсуждения участниками встречи было принято решение о создании рабочей группы по доработке базовой модели центров карьеры вузов с участием представителей министерства образования.

С идеями НИТУ МИСиС и платформы «Факультетус» в направлении «Новые компетенции» можно ознакомится на сайте форума: https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/2278, https://idea.asi.ru/improject-46/ideas/15849

Поделиться