Top.Mail.Ru

Александр Славуцкий: как технологии нового урбанизма меняют города

В столице продолжается самый масштабный в истории XII Московский урбанистический форум. Директор Центра интеллектуальных транспортных систем Университета МИСИС Александр Славуцкий рассказал, как технологии меняют облик мегаполисов, назвал самые прогрессивные строящиеся города и перечислил критерии, которые больше всего влияют на развитие агломераций с точки зрения нового урбанизма.

Прогрессивный город отличается пространством повышенного комфорта, созданного для эффективного использования человеческого ресурса, времени, материальных, технических, экологических и экономических благ. Понятие «новый урбанизм» появилось в начале 1980-х годов, когда возникли проблемы, связанные с разрастанием мегаполисов, развитием пригородов и увеличением числа автомобилей.

К основным принципам нового урбанизма можно отнести смешанную квартальную застройку, удобную и безопасную улично-дорожную сеть, пешеходную доступность значимых объектов инфраструктуры, а архитектура и ландшафтный дизайн должны учитывать местную историю, климат и экологию. Города, отвечающие новым принципам: Иннополис (Россия), Масдар (ОАЭ), Сонгдо (Южная Корея).

Мегаполисы — крупные и относительно взрослые города. Москву, Пекин, Токио, Сидней и др. проектировали задолго до появления нового урбанизма, поэтому сейчас архитекторы постепенно модернизируют «старые» кварталы под новые стандарты. Основными факторами роста этих мегаполисов можно назвать глобальное применение цифровых технологий управления транспортными потоками с одновременным строительством транспортной инфраструктуры и внедрением коммерческих цифровых сервисов для участников дорожного движения.

Транспортная связность на сегодняшний день остается ключевым элементом развития городов. Однако быстрый рост населения крупных агломераций приводит к кратному увеличению нагрузки на дорожную сеть, в то время как развитие транспортной инфраструктуры ограничено городской застройкой, невозможностью расширения полосности автомобильных дорог и рельефом местности. Внедрение интеллектуальной транспортной системы, с её мощным аппаратом сбора информации, позволяет не только обеспечить адаптивное управление светофорными объектами на наиболее сложных перекрёстках, но и перейти к динамической транспортной модели города, построенной на основе реальных данных.

Ключевые аспекты в развитии современного города для благоприятного и безопасного проживания людей: сохранение экологии, доступная среда для жизни, развитая и удобная улично-дорожная сеть для пешеходов и водителей, а также учет мнения горожан.

Цифровые технологии не только улучшают доступность электронных услуг, но и становятся неотъемлемой частью стратегии управления современными городскими ресурсами. Например, в конце 2018 года приказом Минстроя России был утвержден проект «Умный город», который реализовывается в рамках национального программы «Цифровая экономика». На данный момент проект «Умный город» активно внедряется и модернизируется во многих муниципалитетах России. «Умные города» основаны на сборе и анализе данных с помощью различных датчиков/детекторов, камер, IoT-технологий и иных инструментов. Такие данные, как информация о транспортном потоке, качестве воздуха, уровне шума, энергопотреблении и т.д., собираются и анализируются для принятия решений в режиме, приближенном к реальному времени.

В последнее время наиболее распространенными инструментами цифровых технологий стали аналитика больших данных и нейросети. Применение данных инструментов позволяет эффективно управлять ресурсами городов, оптимизировать инфраструктуру и повышать качество предоставляемых услуг. К примеру, в ряде российских городов внедрены системы мониторинга состояния дорожного покрытия, которые автоматически выявляют повреждения и предупреждают о необходимости ремонта. Такой подход позволяет более оперативно реагировать на проблемы и снижает затраты на обслуживание инфраструктуры.

Кроме того, в России активно набирают популярность и развиваются программы по созданию «Цифровых экосистем». «Цифровые экосистемы» включают в себя разработку цифровых платформ, которые объединяют государственные органы, бизнес-сообщество и граждан для взаимодействия и решения актуальных задач. Наиболее яркими примерами таких экосистем являются: Сбер, Яндекс, Тинькофф, МТС и VK. Также в России действует государственная экосистема — Госуслуги, которая упрощает взаимодействие между бизнес-сообществом и граждан с государством.

Также стоит отдельно отметить такую экосистему, как интеллектуальная транспортная система (ИТС), ключевым элементом которой является единая платформа управления транспортными системами. Как в рамках экосистемы ИТС, так и отдельно, существует программа «Цифровой двойник», которая представляет собой виртуальные копии реальной инфраструктуры, отдельных ее элементов и информационных потоков в городах, что позволяет моделировать и прогнозировать различные сценарии развития как транспортной системы, так и города. Таким образом, в России цифровые технологии привносят новые возможности для развития городов, благотворно влияя на ключевые аспекты городской среды.

Торжественное открытие Межвузовской суперлиги по баскетболу среди китайских студентовТоржественное открытие Межвузовской суперлиги по баскетболу среди китайских студентов
НИТУ МИСИС представил разработки для эффективной добычи и переработки сырья на форуме «МАЙНЕКС»НИТУ МИСИС представил разработки для эффективной добычи и переработки сырья на форуме «МАЙНЕКС»
НИТУ МИСИС — на XIII Московском международном инженерном форумеНИТУ МИСИС — на XIII Московском международном инженерном форуме