Хороший человек — это профессия: все о важности мягких навыков при трудоустройстве

Бывает так, что даже при идеальном резюме и отлично выполненном тестовом задании человеку по итогам собеседования не предлагают работу. Причины могут быть разные, но часто это из-за слабо развитых мягких навыков — Soft skills. Доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, руководитель трека «Медиалингвистика и коммуникация» Университета МИСИС Ирина Васинская рассказала, на что смотрят HR-специалисты, и что работодатели ценят в сотрудниках в долгосрочной перспективе. Эксперт поделилась упражнениями, которые помогут успешно проходить собеседования и строить карьеру.

Мягкие навыки — это всегда про коммуникацию. Умение устанавливать контакт и вести диалог с разными людьми, работать в команде, аргументировать и отстаивать свою позицию, действовать в ситуации неопределенности. Очень важно собирать обратную связь относительно того, как у вас получается оттачивать навыки своей коммуникации. Опираясь на нее, можно делать работу над ошибками, меняться. Адаптивность и обучаемость — одни из ключевых качеств сегодня.

Важный навык, который оценивается на собеседовании — это умение нестандартно решать задачи. Высоко ценится умение принимать решения и, как частный случай, действовать в ситуации неопределенности. Работодатели ценят умение сотрудников распознавать, что и как можно улучшить.

Самый важный, на мой взгляд, коммуникативный навык для современного человека — это самопрезентация, то есть умение рассказать о себе в зависимости от контекста и аудитории. В качестве упражнения можно подготовить самопрезентацию для разных случаев на одну, три, пять и десять минут. Еще есть хорошее упражнение на развитие активного слушания: когда нужно группе людей представить не себя, а другого человека, предварительно выслушав его самопрезентацию.

В крупных компаниях особенно важно, чтобы люди умели сотрудничать. Умение договариваться с любым человеком и осознавать, что в конечном итоге компания имеет одну общую цель. Тут важно отстаивать свою здоровую нагрузку: выполнять то, что относится к кругу ваших задач и компетенций, например, иначе приоретизировать свои задачи.

Очень востребованный навык в наше время — управление проектами. По сути это группа мягких навыков: умение отслеживать выполнение задач, вовлекать сотрудников, вовремя сообщить о том, что что-то идет не по плану. Да, важно не замалчивать, не скрывать какие-то сложные ситуации и быть честным человеком. Это, как ни странно, тоже относится к гибким навыкам.

Способность к саморефлексии. Это умение проанализировать свое поведение и сделать выводы, которые приведут к позитивным изменениям. Я рекомендую проводить небольшую саморефлексию практически каждый день. Можно задавать себе вопросы: какая моя цель на сегодняшний день? На неделю? По каким признакам я пойму, что цель достигнута? Как я себя почувствую, когда ее достигну? Какие действия мне надо предпринять для достижения результата?

При этом нельзя не упомянуть о важности эмоционального интеллекта, умении поставить себя на место другого человека, когда мы даем коллегам обратную связь. Она должна касаться только улучшения бизнес-процессов.

И последнее, но не по значимости — клиентоориентированность. Не забывайте, что ваш работодатель такой же клиент, который ждет качественного выполнения поставленных задач.

Поделиться