ММСО-2021: цифровая трансформация и устойчивое развитие как основа высшей школы будущего

Московский международный салон образования прошел в гибридном формате на площадке «Крокус Экспо» и на коммуникационной digital-платформе «ММСО. Коннект» с 6 по 8 октября. Главная тема ММСО-2021 — «Границы новой реальности. Доверие. Диалог. Платформа». Представители всех уровней образования, органов государственной власти, эксперты и родители обсуждали изменения, происходящие в системе образования в условиях цифровой экономики в эпоху устойчивого развития.

НИТУ «МИСиС» традиционно принимает активное участи в работе салона. В этом году спикеры университета рассказали о формировании в университете цифровой среды и программе профессиональной навигации, развитии молодежного предпринимательства, поделились лучшими практиками вуза в области наставничества и патриотического воспитания.

Одна из дискуссий Московского международного салона образования была посвящена актуальным проблемам, с которыми высшая школа столкнулась в процессе формирования цифровой среды. Как отметил начальник управления информационных технологий НИТУ «МИСиС» Валерий Прокудин, можно говорить о трех глобальных трендах цифровизации университетов: существующий запрос на персонификацию образования и сервисов, которые доступны студентам, необходимость создания новых цифровых платформ и всеобъемлющего, сетевого взаимодействия с другими игроками рынка и социокультурный тренд.

«Мы все уже привыкли к тому, что нас окружают сервисы, которые доступны в режиме 24/7, и абитуриенты привыкли к персонализированному контенту. Если же говорить о смене парадигмы в университетах и у людей, которые находятся в этих университетах, то если ранее мы оперировали группами людей, будь то трудовой коллектив, или академическая группа студентов, то сейчас практикуется индивидуальный подход к каждому», — подчеркнул Валерий Прокудин.

Говоря о будущем высшего образования в цифровую эпоху, участники дискуссии «Цифровая трансформация высшего образования. Новая реальность: ожидания vs действительность» отметили, что для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, университетам недостаточно просто реагировать на существующие вызовы, необходимо смотреть вперед и работать на опережение.

При этом, как отметил Александр Каплевский, координатор по работе с технологическими компаниями Университета 20.35, одна из важнейших задач вузов — мотивировать студентов учиться, бросать вызов самим себе.

Однако, отмечают эксперты, среди основных вызовов, с которыми сталкиваются университеты, помимо цифровизации, это запрос на трансформацию от реального сектора экономики в соответствии с концепцией устойчивого развития. В рамках сессии «Подготовка студентов и молодых специалистов. Компетенции устойчивого развития — что это такое?», участники обсудили, каким должно быть высшее образование, чтобы соответствовать принципам устойчивого развития и какими компетенциями должны обладать управленцы будущего.

Трансформация традиционных отраслей, таких как металлургия и горное дело, в соответствии с повесткой устойчивого развития, ставит перед высшей школой задачу формирования новой научной и образовательной повестки.

«НИТУ „МИСиС“ достаточно известен в традиционных областях, таких как металлургия, горное дело и сейчас эти отрасли активно трансформируются в соответствии с запросами нового времени. Наш университет известен как национальный лидер взаимодействия с горно-металлургическими предприятиями, и сейчас от них поступает запрос на специалистов, способных разобраться с собственной природоохранной повесткой предприятий, отвечать на вызовы, которые с которыми сталкивается промышленность, и взаимодействовать с государством по вопросам устойчивого развития», — рассказал Александр Мясков, директор Горного института НИТУ «МИСиС».

Ситуация действительно меняется, особенно для предприятий сырьевого сектора, соглашается директор по связям с инвесторами ПАО «МТС» Полина Угрюмова. По ее словам, инвесторы охотнее вкладывают деньги в компании, соответствующие принципам экологического, социального и корпоративного управления. Соответственно, компании заинтересованы не только в привлечении молодых специалистов, обладающих компетенциями, соответствующими концепции устойчивого развития, но и в развитии таких компетенций у опытных менеджеров. Это подтверждают и слова Александра Мяскова, который отметил, что на магистерской программе «Управление природоохранными инновациями» в НИТУ «МИСиС» обучаются, в том числе, действующие сотрудники крупнейших российских компаний, таких как СУЭК и Сибур.

Поскольку подготовка специалистов нового времени начинается еще за школьной партой, в НИТУ «МИСиС» открыто Студенческое научное общество. Как отметил председатель СНО университета Александр Чубрик, это именно та организация, которая погружает студентов и будущих абитуриентов в актуальную научную повестку, в том числе, в области устойчивого развития, и помогает им реализовать как научные, так и социальные проекты, направленные на поддержание данной повестки.

При этом для подготовки успешных выпускников недостаточно их вовлечь в образовательный процесс и мотивировать к исследовательской деятельности. Важность внеучебной работы обсудили на сессии «Воспитательная работа как часть образовательного процесса в вузах», организованной Департаментом государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России.

«Самое главное — это та среда, которая существует в университете. У студента должна быть возможность сходить в вузе на лекцию известного ученого, на концерт классической музыки, принять участие в каком-то проекте, поработать в коворкинге над каким-то кейсом. То есть, должна быть палитра возможностей. Конечно, здесь очень важна связка учебной и внеучебной деятельности», — уверен Дмитрий Хорват, начальник Управления культуры и молодежной политики НИТУ «МИСиС».

Но работа со студентами должна начинаться с абитуриентов. В рамках сессии «Университеты. Взгляд на будущих студентов из начала учебного года» руководители приемных комиссий четырех российских вузов рассуждали, какой должна быть проф навигация в университетах, чтобы способствовать профессиональному развитию и реализации абитуриентов в будущем.

«Я считаю, что довузовская подготовка — это некий мостик, переход во взрослую жизнь. Находясь в школе, ученики чувствуют себя под опекой, а принятие решения о выборе вуза для поступления — это большая личная ответственность. Для того, чтобы абитуриентам было проще выбрать будущую профессию, мы проводим профнавигационные мероприятия. Со школьной скамьи у ребят есть возможность побывать в лабораториях, пообщаться с учеными и понять, что их ждет, если они выберут профессию инженера», — отметила директор центра профессиональной навигации и приема НИТУ «МИСиС» Мария Баранова.

Кроме того, эксперты обсудили, как изменились абитуриенты и сам процесс приема за последние два года. Проректор по молодежной политике МФТИ Денис Дмитриев отметил, что в то время, как личного контакта стало меньше и вузам пришлось организовать дистанционную работу с поступающими, появилось больше возможностей взаимодействовать со школьниками из регионов и предоставлять им необходимую информацию.

Мария Баранова подчеркнула, что абитуриенты стали чаще интересоваться, какой процент объема подготовки занимает та или иная дисциплина, что говорит о желании сделать осознанный выбор и получить необходимую для достижения целей информацию.

Отдельно специалисты отметили рост числа молодых людей, интересующихся предпринимательством. На сессии «Молодежное предпринимательство в вузах: акселераторы, инкубаторы, проектные интенсивы», эксперты обсудили эффективность инструментов, направленных на помощь студентам в реализации их амбиций и целей в сфере бизнеса. С точки зрения Альберта Ефимова, руководителя кафедры инженерной кибернетики НИТУ «МИСиС», вице-президента Сбера, важно уходить от формата олимпиад с заранее решенными задачами и известными ответами в сторону хакатонов с реальными кейсами:

«Решать задачу, которую до тебя уже кто-то решил, — скучнейшее действие. Я очень люблю хакатоны за то, что компании дают задачи, которые для них до этого никто не решал, и они даже не знают, каким может быть решение. И, если наши ребята с ними справляются, причем, лучше остальных, они невероятно круты!», — отметил Альберт Ефимов.

Проректор по образованию Университета 20.35 Екатерина Любимова добавила, что на сегодняшний день ключевой вызов — заинтересовать бизнес в том, чтобы на конкурсах студенческого предпринимательства давать участникам реальные, а не учебные кейсы.

По мнению спикеров, главное — это не организационная структура и инициативы, стимулирующие студентов открывать стартапы, а люди, реально работающие над своими проектами и мечтающие воплотить в жизнь свои идеи.

Тем важнее, чтобы современный университет был «вузом полного цикла», и способствовал реализации потенциала студентов как в течение учебы, так и после. Вопрос трудоустройства молодых специалистов обсуждался на панельной дискуссии «Центры компетенций: интеллектуальный университетский пояс России». Важную задачу любого вуза — подготовить специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, — помогают решать сегодня центры компетенций. Проект центров компетенций АНО «Россия — страна возможностей» имеет потенциал стать точкой развития необходимых навыков и качеств на базе ведущих вузов по всей стране. Ряд университетов уже активно включились в программу, и большое количество ректоров ожидают открытие таких центров в будущем.

«Одна из самых частых проблем, о которых говорят как работодатели, так и выпускники вузов — это трудоустройство, с одной стороны, и поиск грамотных кадров — с другой. Если этот проект поможет наиболее качественно соединить потребности одних и желания других, то это отразится в дальнейшем итоге на благополучии страны», — отметил генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.

РСВ опросила 300 работодателей, которые сказали, что сейчас выпускникам не хватает самых разных компетенций. При выходе из вуза мы можем увидеть только оценки, а увидеть насколько он устойчив и целеустремлен, мы не можем. Создание центров должно решить эту задачу они нацелены на выявление и формирование необходимых навыков у студентов. По словам Алексея Комиссарова, задача центров компетенций заключается в том, чтобы студент еще во время обучения мог проверить, какие компетенции у него развиты сильнее, а какие требуют большего внимания, и, при необходимости, «подтянуть» слабые. А работодатели смогут подобрать подходящие для решения задач организации кадры, сэкономив время и ресурсы на проведение тестирований по определению надпрофессиональных компетенций.

«Каждый университет имеет партнеров, с которым разрабатывается компетентная модель выпускника. Сейчас требования таковы, что компаниям мало просто подготовленного специалиста, им важно чтобы он был пользователем цифровых продуктов и обладал определенными навыками», — подчеркнула ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова.


Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»Директор Института биомедицинской инженерии Фёдор Сенатов на визионерской сессии «Прекрасное не далеко. Квантовый мир завтрашнего дня»