Наука

Древний Рим и элементарные частицы: как античный свинец поможет экспериментальной физике

Ученые Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» при помощи новой технологии измерили количество микропримесей в слитках античного свинца с затонувшего корабля древних римлян. Выяснилось, что свинец, 1500 лет пролежавший под толщей воды, содержит так мало радиоактивных элементов — урана и тория, что его можно без всякой дополнительной очистки использовать в одной из самых «требовательных» областей — ядерной физике — при изучении элементарных частиц. Эксперимент по выделению и определению микропримесей был проведен в сотрудничестве с коллегами из Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна) и Национальным центром научных исследований (Франция). Статья о разработке опубликована в журнале Talanta.

Алюминий защитит квантовые компьютеры

Международный коллектив ученых из НИТУ «МИСиС» и Технологического института Карлсруэ (Германия) нашел способ повысить надежность квантовых систем при помощи простого в изготовлении материала — гранулированного алюминия. Материал продемонстрировал отличные шумозащитные свойства для сверхпроводящих кубитов. О технологии, которая открывает перспективы создания нового поколения сверхпроводящих устройств, опубликована статья в Nature Materials.

Ученые сделали эффективнее металлургические печи, подарив им «мозги»

Ученый Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») предложил свежую «нейросетевую альтернативу» для управления металлургическими печами, обещающую рост их энергоэффективности в пределах 10%. Статья о разработке опубликована в «Procedia Computer Science».

Журнал «Черные металлы» включен в I квартиль Scopus

По итогам 2018 года научно-технический журнал «Черные металлы», в редколлегию которого входят ученые и преподаватели НИТУ «МИСиС», включен в I квартиль международной реферативной базы данных Scopus. «Черные металлы» — единственный российский журнал такого уровня по профилю «Материаловедение».

Ученые поняли, как сделать солнечные батареи стабильнее и эффективнее

Ученые Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (НИТУ «МИСиС») с коллегами из РАН и Университета Тор Вергата (Италия) добились значительной стабильности и эффективности перовскитных элементов — вероятной основы «солнечной энергетики будущего» — добавив в них прослойку иодида меди. Данные исследования опубликованы в Materials.